logopokrov

Оружие, сломившее татарскую мощь

Оружие, сломившее татарскую мощь

18 июля, в день памяти великого русского святого епископ Гатчинский и Лужский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил молебен у закладного камня, освященного Патриархом Московским и всея Руси Кириллом на месте будущего храма в честь преподобного Сергия Радонежского 3 апреля 2014 года.

Почему армейский храм был освящен именно в честь преподобного Сергия Радонежского?

 

 

Оружие, сломившее татарскую мощь

В то время желающему посвятить храм в память Куликовской битвы выбирать святого, в честь которого он будет освящен, приходилось только из двух кандидатур – великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Димитрия Донского, и преподобного Сергия Радонежского, провожавшего русских князей на битву с монголо-татарами, благословившего их и обещавшего им победу. Шансов на победу у князей не было никаких. Князь Александр Невский, победитель шведов и немецких рыцарей, проехав через всю Орду в ханскую ставку, был совершенно убежден, что Орда непобедима. Последующие выступления против татар в течение 150 лет заканчивались полным разгромом и усилением гнета, подтверждая это мнение. И вот, благословение преподобного Сергия, свидетельствовавшее, что время Божьего наказания закончилось. Никакими земными силами невозможно было истощить татарскую мощь, радонежский игумен сделал это духовными, небесными силами.

И все-таки сегодня трудно поверить в весомость этого вклада старца-монаха в исход кровавой битвы. Трудно потому, что объединение земных и небесных сил в единое орудие теперь уже считается невозможным, или ненужным, или чрезмерным и громоздким. Это убеждение стало укрепляться в послемонгольскую эпоху, когда правящие князья стали ссылать своих духовных руководителей, сажать их в темницы, пока император Петр Великий не поставил всю Церковь в подчиненное царскому престолу положение.

Раньше было не так: князья вместе с духовными руководителями составляли законы и установления, которые были бы удобны в исполнении в земном царстве и угодны Богу. Чтобы земное царство стало продолжением Царствия Небесного. Строить здание ведь нужно на каменном основании. И чем значительнее здание, тем надежнее должен быть камень. Самый надежный камень не мудрость и хитроумие человека, не физико-математические, технические и строительные науки, а Христос – путь, истина и жизнь для всех людей. Сыновья Ярослава Мудрого, князья Изяслав и Святослав друг друга гнали, воевали между собой, но, тем не менее, выстраивали единое христианское царство. Советниками им были основатели Печерские: первому – Феодосий, второму – Антоний. Изяслав, изгнанный во второй раз с Киевского престола, во второй раз захотел вернуть его с помощью европейских королей; нужно было обратиться к римскому папе, но преподобный Феодосий не посоветовал Изяславу это делать, и князь прозябал в изгоях до смерти изгнавшего его князя Святослава, а тот за это время построил каменную Печерскую церковь по видению преподобного Антония. Оба князя были прославлены во святых, как и отец их, князь Ярослав Мудрый, как и племянник их, Владимир Мономах. Прославлены во святых и Московские князья – Иваны Первый, Второй и Третий. Строители христианского царства, защитники веры, благоверные князья, достойные чести святых императоров византийских – Феодосия Великого, Феодосия Младшего, Юстиниана. Но странно то, что всем этим князьям не празднуется в храмах их память, не составлено богослужебных текстов, молитв, из их жизнеописаний не выделено фактов, когда они использовали орудие, составленное из земных и небесных сил, фактов, необходимых для их житий. Как это положено для канонизированных святых...

Происходит это потому, что в XVI веке в культуру Московской Руси стал проникать и завоевывать умы католический идеал святости, насажденный последователями Франциска Ассизского и Бернарда Клервосского в Европе в XIII веке и гонимый Реформацией: Богу угодна молитва только в больших объемах, каковые есть в уставах даже не всех монастырей, пост, множество поклонов, произвольная бедность, смирение и послушание. Государственное строительство, политика, промышленность, торговля, наука, искусство, все, кроме сельского хозяйства и ремесленничества, есть «небожеское делание», неизбежно связанное с греховной жизнью, и угодить Богу на этих поприщах невозможно. Орудие, составленное из земных и небесных сил, было разделено и впредь было запрещено соединять их.

Этот католический канон святости дожил до наших дней, и определяет сегодняшнее отношение к собственному духовному спасению каждого человека. Считается, что молиться, исполнять уставы Церкви, жить свято должны те, «кому положено» — монахи, священники, постоянные прихожане, а прочим прощается неисполнение заповедей, правил, уставов. Все занятые «небожеским деланием», уже по определению ведут греховный образ жизни, и спасение души для них невозможно. С другой стороны, по этому же определению, постоянные прихожане, исполняющие заповеди, правила и уставы, считают, что спасение у них в кармане, что оно совершилось автоматически после определенного количества посещений церкви. Но ни те, ни другие, блюдя запрет францисканцев и бернардинцев, не смешивают духовное и мирское, поэтому не у тех, ни у других нет ни силы, ни умения сломить «татарскую мощь».

Сегодня Патриарх Кирилл говорит о всестороннем развитии общественного служения Церкви, которое дает возможность применять двусоставное орудие. Это невозможно было в советское время, и формы этого служения нужно возобновлять и создавать заново. Союз светской власти и Церкви, необходимый для решения задач этого общественного служения, уже заранее представляется в политических и антицерковных сатирах зачастую карикатурно, в уродливых формах. Но идеалом здесь должно служить сотрудничество радонежского игумена Сергия и удельных князей, прекративших ради этого сотрудничества междоусобные распри, и в результате победившие могучего врага.

 

 

храм «Собор Покрова Пресвятой Богородицы г. Гатчина»  на сайте «Глобус Санкт-Петербургской митрополии»



Наша рассылка

Будьте в курсе наших новостей!

 
Subscribe in a reader Google+ page Instagram